Как и в случае большинства лекарств, терапевтическое использование каннабиса или каннабиноидов может вызывать побочные эффекты, такие как тахикардия, сухость во рту, помутнение зрения, головокружение, низкое кровяное давление, приступ паники, покраснение глаз или зуд кожи.

Подобно его терапевтическому эффекту, побочные эффекты, связанные с употреблением каннабиса, в основном связаны с ТГК и его влиянием на рецептор CB1.

Хотя эти эффекты, как правило, безобидны и преходящи, они могут расстраиваться для неосведомленных или неопытных пациентов.

Здесь мы обсуждаем известные неблагоприятные эффекты отравления каннабисом / ТГК и, где возможно, какие контрмеры могут быть приняты.

Если не указано иное, информация в этом разделе относится к разделу «Неблагоприятные эффекты» в разделе "Информация для профессионалов здравоохранения: каннабис и каннабиноиды".

Токсикологические эффекты

Хотя каннабиноиды могут оказывать очень сильные физические и психологические эффекты, они на самом деле довольно мягкие с токсикологической точки зрения. Каннабиноиды могут быть цитотоксичными для определенных типов раковых клеток (например, см .: Gustafsson et al., 2009; Powles et al., 2005), но не при нормальных физиологических условиях.

Точно так же каннабиноиды обладают небольшим мутагенным потенциалом или вообще не имеют его в нормальных условиях и поэтому вряд ли могут вызвать рак, например.

Это приводит к необычно высокой маржи экспозиции / МЧС: отношение минимальной дозы, необходимой для желаемого (терапевтического) эффекта, и доза, которая вызывает неблагоприятные или потенциально смертельные эффекты. Многие терапевтические препараты, а также рекреационные наркотики, такие как алкоголь или никотин, имеют МЧС <10, что означает, что относительно легко передозировать. Опиаты, кокаин, амфетамины, экстази и бензодиазепины обычно имеют МЧС> 100. У каннабиса, с другой стороны, есть MOE> 10.000, что делает его очень безопасным препаратом (Lachenmeier и Rehm, 2015).

Обратите внимание, что, хотя каннабис и каннабиноиды относительно безвредны сами по себе, курение каннабиса, подобно табаку, производит цитотоксические и мутагенные соединения (Moir et al., 2008). Это актуально, так как большинство терапевтов предпочитают курить / вдыхать каннабис (Sexton et al., 2016).

Острые физические эффекты

· Тахикардия. Наиболее распространенным побочным эффектом употребления каннабиса (читай THC) является тахикардия. Это преходящий и связанный с дозой и обычно безвредный для здоровых молодых пользователей. Тем не менее, пациенты, особенно те, у кого есть проблемы с сердцем, должны быть осторожны и в случае сомнений обращаться к врачу.

· Сухость во рту: потребление конопли может привести к сухости во рту. Это связано с активацией рецепторов CB1 и CB2 в подчелюстной железе (Prestifilippo et al., 2006) и обычно считается безвредным.

· Затуманенное зрение. Потребление каннабиса может привести к ухудшению зрения. Это, вероятно, является результатом снижения внутриглазного давления ТГК (что является основой терапевтического использования каннабиса против глаукомы). Затуманенное видение употребления каннабиса само по себе является безобидным.

· Тошнота / головокружение: тошнота и головокружение являются одними из наиболее известных побочных эффектов употребления каннабиса (читай THC). Эффекты зависят от дозы, кратковременны и обычно безвредны.

· Низкое кровяное давление: потребление каннабиса может привести к периферической вазодилатации и последующему снижению артериального давления. Эти эффекты зависят от дозы, временны и вообще безобидны.

· Красные глаза: вызванная каннабисом периферическая вазодилатация может вызвать «кровоток» или красные глаза. Этот эффект является временным и безобидным.

· Зуд кожи: Хотя каннабис часто используется для лечения зудящей кожи или подобных расстройств, зуд кожи также может быть побочным эффектом употребления каннабиса. Зудящая кожа является временной и безвредной.

· Голод / низкий уровень сахара в крови: употребление каннабиса связано с пониженным уровнем сахара в крови (Penner et al., 2013) и повышенным аппетитом. По этой причине каннабис используется для лечения диабета и подобных анорексии симптомов, но он также может испытывать и неблагоприятные последствия. Низкий уровень сахара в крови, вызванный каннабисом, является временным и, как правило, безвредным.

· Гипотермия: ТГК в каннабисе может вызвать гипотермию через рецептор CB1. Этот эффект является временным и в целом безвредным. Обратите внимание, что хотя CBD может обратить некоторые эффекты THC, он имеет тенденцию усугублять вызванную THC гипотермию (Taffe et al., 2015)

· Снижение моторного контроля: ТГК в каннабисе может снизить моторный контроль и передвижение. Этот эффект является временным и в целом безвредным. Обратите внимание, что хотя CBD может обратить некоторые эффекты THC, он имеет тенденцию усугублять вызванную THC гиполокомоцию (Taffe et al., 2015).

Острые психологические эффекты

· Кратковременная потеря памяти. Одним из наиболее заметных побочных эффектов употребления каннабиса является кратковременная потеря памяти. Хотя это полезно, например, для лечения посттравматических стрессовых расстройств или для общего снятия стресса, оно также может восприниматься как неблагоприятное воздействие. Потеря памяти индуцируется через THC и CB1 и является временной и безвредной.

· Потеря концентрации: как прямое следствие снижения функции кратковременной памяти, употребление каннабиса также может привести к потере фокуса или концентрации. Эти эффекты опосредованы THC и CB1 и носят переходный характер.

· Панический приступ / паранойя. Хотя каннабис можно использовать для лечения тревоги или стресса, его употребление может также вызвать приступ паники или паранойю. Эти приступы паники, вероятно, являются результатом острых эффектов, упомянутых выше, и опосредованы THC. Тревога или паранойя, вызванные каннабисом, являются преходящими и сами по себе безвредными.

Контрмеры

Острые побочные эффекты каннабиса являются временными и обычно легко противодействуют активности, контролируемому дыханию и сахару.

Поскольку большинство побочных эффектов прямо или косвенно являются результатом низкого кровяного давления или низкого уровня сахара в крови, легкой активности, такой как ходьба и употребление сладкой пищи или напитков, часто достаточно, чтобы отменить эти побочные эффекты в минутах.

Точно так же глубокое дыхание живота часто может отменить неблагоприятные эффекты, такие как паника или беспокойство, в считанные секунды или минуты.

Кроме того, CBD может противодействовать многим эффектам THC, хотя следует отметить, что CBD может парадоксальным образом усиливать эффекты THC путем ингибирования его деградации посредством ингибирования ферментов цитохрома P450.

Долгосрочные эффекты и противопоказания

· Канцерогенез: Каннабиноиды сами по себе не являются канцерогенными или мутагенными. Однако курение является популярным путем введения каннабиноидов, а курение каннабиса подобно тому, как курение табака производит канцерогенные соединения. Интересно, что по сравнению с курением табака длительное курение каннабиса фактически снижает риск возникновения рака в плоскоклеточных клетках, выстилающих дыхательные пути в голове и шее, примерно на 50% (Liang et al., 2009). Vaping или проглатывание каннабиноидов может значительно снизить риск канцерогенеза.

· Дыхательные пути: сами каннабиноиды не оказывают отрицательного влияния на дыхательные пути. Однако курение является популярным путем введения каннабиноидов, а курение каннабиса подобно тому, как курение табака производит патогенные / канцерогенные соединения. Кроме того, дым каннабиса вдыхается дольше и глубже, что приводит к повышению уровня смолы и угарного газа по сравнению с курением табака. В результате биопсии от хронических курильщиков каннабиса часто показывают гистопатологические изменения, такие как гиперплазия базальных клеток, стратификация, гиперплазия бокаловидных клеток, воспаление, утолщение базальной мембраны и метаплазия сквамозных клеток. Vaping или глотание каннабиса может значительно снизить риск заболевания дыхательных путей.

· Иммунная система. Эндоканнабиноидная система активно участвует в регуляции иммунитета. Как следствие, каннабиноиды имеют большой регуляторный потенциал в иммунной системе. Тесное регулирование иммунной системы имеет решающее значение для здоровой жизни: сверхактивная иммунная система может вызывать аутоиммунные расстройства, в то время как слабая иммунная система делает организм подверженным инфекции. ТГК, по-видимому, является в основном противовоспалительным при низких наномолярных концентрациях, но провоспалительным при низких микромолярных концентрациях (Berdyshev et al., 1997). Употребление каннабиса в основном связано с иммуносупрессивным / противовоспалительным действием, сходным с большинством противовоспалительных препаратов. Важно понимать, что хроническое употребление каннабиса, таким образом, примерно приравнивается к хронической иммуносупрессии, которая, в свою очередь, может негативно повлиять на общее состояние здоровья.

· Репродуктивная система:

o Поведение: использование каннабиса может влиять на многие типы поведения, включая сексуальное поведение дозозависимым образом. Как мужчины, так и женщины склонны реагировать положительно на случайные низкие или умеренные дозы каннабиса с повышенной чувствительностью к прикосновению, повышенным желанием и повышенной сексуальной активностью. Более высокие дозы или частота использования могут иметь противоположный эффект и подавлять сексуальную мотивацию или эректильную функцию, например.

o Воспроизводство у мужчин. Эндоканнабиноидная система присутствует не только в мозге (влияет на поведение), но и в большинстве тканей, включая репродуктивные ткани, и, таким образом, она может влиять на многие аспекты репродуктивной физиологии. в пробирке Исследование показало, что ТГК в зависимости от дозы снижает подвижность сперматозоидов и ингибирует реакцию акросомы (Whan et al., 2006). Следует отметить, что ТГК в первую очередь влияет на моторику «плохой плавающей спермы». На подвижность сперматозоидов быстрого плавания влияют только очень высокие концентрации ТГК (4.8 мкМ или ± 1500 мкг / л в плазме), которые вряд ли достигаются после терапевтического или даже интенсивного рекреационного употребления каннабиса. Тем не менее, каннабис / ТГК может отрицательно влиять на фертильность, особенно у мужчин, находящихся на грани бесплодия.

o Репродукция женщины: животные и в пробирке исследования показали, что каннабис / ТГК может отрицательно влиять на овуляцию и успешную беременность (Kostellow et al., 1980; Yao et al., 2018), но только в очень высоких концентрациях, что вряд ли может быть достигнуто у людей. Фактически, систематический обзор на людях не выявил негативного влияния употребления каннабиса во время беременности на развитие плода или ребенка (Zhang et al., 2017).

· Сердечно-сосудистая система: Как обсуждалось выше, тахикардия и периферическая вазодилатация являются постоянными острыми побочными эффектами применения каннабиса. У здоровых молодых людей это безопасно, но у пожилых людей, медицинских потребителей каннабиса или пациентов с сердечно-сосудистыми проблемами это может иметь значение. Курение каннабиса повышает риск заражения миокардией на уровне популяции, но, тем не менее, употребляет тяжелую пищу. На индивидуальном уровне курящий каннабис повышает риск сердечного приступа меньше, чем воздействие трафика, алкоголя, кофе, загрязнение воздуха, негативные эмоции, гнев, тяжелая еда, положительные эмоции, секс или употребление кокаина (Nawrot et al., 2011) ,

· Желудочно-кишечная система. Одним из побочных эффектов, которые иногда наблюдаются при хроническом употреблении тяжелой каннабиса, является «синдром гиперемезии каннабиса». До недавнего времени единственным средством было воздержание от употребления каннабиса и горячего душа. В соответствии с последним наблюдением, рецептор TRPV1 теперь вовлечен в синдром гиперемезии конопли, и лечение топическим капсаицином (агонист TRPV1) представляется эффективным (Dezieck et al., 2017; Moon et al., 2018). Другими сообщениями о лечении синдрома гиперемезии являются галоперидол (часто используемый в качестве антипсихотического и противорвотного) и пропранолол (часто используемый против высокого кровяного давления и тревоги) (Jones and Abernathy, 2016; Richards and Dutczak, 2017).

· Центральная нервная система

o Познание: кратковременная потеря памяти - это известный острый эффект употребления каннабиса. Является ли хроническое употребление каннабиса долгосрочным воздействием на познание, остается спорным и требует дополнительных исследований.

o Управление двигателем: Несмотря на то, что каннабис остро и отрицательно влияет на управление двигателем, нет никаких указаний на то, что каннабис может негативно повлиять на контроль двигателя в долгосрочной перспективе.

o Психические расстройства: Некоторые психические расстройства, такие как депрессия, беспокойство, биполярное расстройство, психоз и шизофрения, были связаны с употреблением каннабиса, но причинно-следственная связь никогда не была показана. Фактически, некоторые психические расстройства в настоящее время связаны с мутациями в генах, лежащих в основе вариации эндоканнабиноидной системы / ECS, что позволяет предположить, что каннабиноиды могут использоваться для лечения этих самых расстройств. Несмотря на это, рекомендуется соблюдать осторожность при использовании каннабиноидов у пациентов с психическими заболеваниями в анамнезе.

· Наркомания: как и другие психоактивные препараты, каннабис (читай THC) может развить психологическую зависимость и в некоторой степени физическую зависимость. То, приводит ли употребление каннабиса или каннабиноида к зависимости, зависит от нескольких факторов:

o Генетический паспорт: у каждого человека есть уникальный генетический паспорт, который определяет, какие заболевания мы можем получить. Многие заболевания в настоящее время начинают распознаваться как недостатки ECS, что позволяет предположить, что их можно лечить с помощью добавок каннабиноидов. Воздержание от каннабиноидов, вероятно, повлияет на людей с дефицитом ECS сильнее, чем на людей с полностью функциональной ECS.

o Способ применения: зависимость или зависимость в основном связаны с курением каннабиса, особенно в смеси с табаком. Пероральное или сублингвальное применение каннабиноидов с меньшей вероятностью вызывает зависимость. Способы применения, которые не вызывают психоактивных эффектов (например, местное нанесение на кожу), не считаются вызывающими привыкание.

o Психоактивность каннабиноидов. Каннабис / ТГК считается вызывающим привыкание в основном из-за его психоактивных свойств. Каннабиноиды, такие как CBD, не являются психоактивными и, как считается, не имеют потенциала злоупотребления. Фактически, CBD может использоваться для подавления или противодействия аддиктивному потенциалу каннабиса / THC (Crippa et al., 2013), алкоголя (Viudez-Martínez et al., 2017) или табака (Morgan et al., 2013).

Ссылки:

Бердышев, Е.В., Бойчо, Э., Жермен, Н., Аллайн, Н., Гнев, Ж.П. и Лагенте В. (1997). Влияние этаноламидов жирных кислот и дельта9-тетрагидроканнабинола на выделение цитокинов и арахидонатов мононуклеарными клетками. Евро. J. Pharmacol. 330, 231-240.

Crippa, J. a. S., Hallak, JEC, Machado-de-Sousa, JP, Queiroz, RHC, Bergamaschi, M., Chagas, MHN и Zuardi, AW (2013). Каннабидиол для лечения синдрома отмены каннабиса: отчет о болезни. J. Clin. Pharm. Ther. 38, 162-164.

Dezieck, L., Hafez, Z., Conicella, A., Blohm, E., O'Connor, MJ, Schwarz, ES и Mullins, ME (2017). Разрешение синдрома гиперемии каннабиса с актуальным капсаицином в отделении неотложной помощи: серия случаев. Clin. Toxicol. Phila. Pa 1-6.

Густафссон С.Б., Линдгрен Т., Йонссон М. и Якобссон, СОП (2009). Независимые от каннабиноидных рецепторов цитотоксические эффекты каннабиноидов в клетках колоректальной карциномы человека: синергизм с 5-фторурацилом. Рак Chemother. Pharmacol. 63, 691-701.

Джонс, JL, и Абернати, KE (2016). Успешное лечение подозреваемого синдрома гиперемезии каннабиноидов с использованием галоперидола в амбулаторных условиях. Дело респ. Психиатрия 2016, 3614053.

Костеллоу А.Б., Циглер Д., Кунар Дж., Фуджимото Г.И. и Моррилл Г.А. (1980). Влияние каннабиноидов на эстральный цикл, овуляцию и репродуктивную способность самок мышей A / J. Фармакология 21, 68-75.

Lachenmeier, DW и Rehm, J. (2015). Сравнительная оценка риска употребления алкоголя, табака, каннабиса и других запрещенных наркотиков с использованием подхода к маржи риска. Sci. По донесению 5.

Лян К., МакКлин М.Д., Марсит С., Кристенсен Б., Питерс Е., Нельсон Н.Х. и Келси К.Т. (2009). Популяционное исследование случаев марихуаны и плоскоклеточного рака головы и шеи. Рак Пред. Местожительство Phila. Пенсильвания 2, 759-768.

Moir, D., Rickert, WS, Levasseur, G., Larose, Y., Maertens, R., White, P. и Desjardins, S. (2008). Сравнение марихуаны с основным и побочным эффектом и сигаретного дыма табака, произведенного в двух условиях курения машины. Химреагент Местожительство Toxicol. 21, 494-502.

Мун А.М., Бакли С.А. и Марк Н.М. (2018). Успешное лечение каннабиноидного синдрома гиперемезии топическим капсаицином. ACG Case Rep. J. 5, E3.

Morgan, CJA, Das, RK, Joye, A., Curran, HV и Kamboj, SK (2013). Каннабидиол снижает потребление сигарет у курильщиков табака: предварительные выводы. Addict. Behav. 38, 2433-2436.

Nawrot, TS, Perez, L., Künzli, N., Munters, E. и Nemery, B. (2011). Важность здоровья триггеров инфаркта миокарда: сравнительная оценка риска. Lancet Lond. Engl. 377, 732-740.

Penner, EA, Buettner, H. и Mittleman, MA (2013). Влияние марихуаны на глюкозу, инсулин и резистентность к инсулину среди взрослых американцев. Am. J. Med. 126, 583-589.

Powles, T., Te Poele, R., Shamash, J., Chaplin, T., Propper, D., Joel, S., Oliver, T. и Liu, WM (2005). Индуцированная каннабисом цитотоксичность в клеточных линиях лейкемии: роль каннабиноидных рецепторов и пути MAPK. Кровь 105, 1214-1221.

Prestifilippo, JP, Fernández-Solari, J., de la Cal, C., Iribarne, M., Suburo, AM, Rettori, V., McCann, SM, и Elverdin, JC (2006). Ингибирование секреции слюны путем активации каннабиноидных рецепторов. Exp. Biol. Med. Maywood NJ 231, 1421-1429.

Ричардс Дж. Р. и Датчак О. (2017). Пропранолол Лечение синдрома гиперемезии каннабиноидов: история болезни. J. Clin. Psychopharmacol.

Секстон М., Каттлер С., Финнелл Дж.С. и Мишли Л.К. (2016). Поперечное обследование потребителей медицинской каннабиса: модели использования и предполагаемая эффективность. Cannabis Cannabinoid Res. 1, 131-138.

Taffe, MA, Creehan, KM и Vandewater, SA (2015). Каннабидиол не может отменить гипотермию или подавление локомотора, вызванную Δ (9) -тетрагидроканнабинолом у крыс Sprague-Dawley. Br. J. Pharmacol. 172, 1783-1791.

Viudez-Martínez, A., García-Gutiérrez, MS, Navarrón, CM, Morales-Calero, MI, Navarrete, F., Torres-Suárez, AI и Manzanares, J. (2017). Каннабидиол снижает потребление этанола, мотивацию и рецидив у мышей. Addict. Biol.

Whan, LB, West, MCL, McClure, N. и Lewis, SEM (2006). Влияние дельта-9-тетрагидроканнабинола, основного психоактивного каннабиноида в марихуане, на функцию сперматозоидов человека in vitro. Fertil. Steril. 85, 653-660.

Яо, JL, He, QZ, Лю, М., Чанг, XW, Ву, JT, Дуань, T. и Ван, К. (2018). Влияние Δ (9) -тетрагидроканнабинола (ТГК) на пролиферацию и миграцию амниотических эпителиальных клеток человека. токсикология 394, 19-26.

Чжан, А., Маршалл Р. и Кельсберг Г. (2017). Клинический вопрос: какие последствия - если таковые имеются - употребляет ли марихуана во время беременности у плода или ребенка? J. Fam. Практ. 66, 462-466.

Like with most medication, the therapeutic use of cannabis or cannabinoids can elicit adverse effects such as tachycardia, dry mouth, blurred vision, vertigo, low blood pressure, panic attack, red eyes or itchy skin.

Similar to its therapeutic effects, the adverse effects related to cannabis use are mostly due to THC and its effect on the CB1 receptor.

Although these effects are generally innocuous and transient, they can be upsetting for uninformed or inexperienced patients.

Here we discuss known adverse effects of cannabis / THC intoxication and, where possible, which countermeasures can be taken.

Unless otherwise stated, the information in this section refers to the “Adverse Effects” section in “Information for Health Care Professionals: Cannabis and the cannabinoids”.

Toxicological effects

Although cannabinoids can exert very strong physical and psychological effects, they are actually quite mild from a toxicological point of view. cannabinoids can be cytotoxic to certain types of cancer cells (for instance see: Gustafsson et al., 2009; Powles et al., 2005) but not under normal physiological conditions.

Similarly, cannabinoids have little or no mutagenic potential under normal conditions and are therefore unlikely to cause cancer for instance.

This results in an unusually high Margin Of Exposure/MOE: the ratio of the lowest dose required for the desired (therapeutic) effect and the dose that elicits adverse or potentially lethal effects. Many therapeutic drugs, but also recreational drugs such as alcohol or nicotine have MOEs <10, meaning that it is relatively easy to overdose. Opiates, cocaine, amphetamines, ecstasy and benzodiazepines typically have MOEs >100. Cannabis on the other hand has an MOE >10.000 making it a very safe drug (Lachenmeier and Rehm, 2015).

Please note that although cannabis and cannabinoids are relatively innocuous in themselves, smoking cannabis, like tobacco produces compounds that are cytotoxic and mutagenic (Moir et al., 2008). This is relevant as the majority of therapeutic users prefers smoked/inhaled cannabis (Sexton et al., 2016).

Acute physical effects

·      Tachycardia: The most common side effect of cannabis (read THC) consumption is tachycardia. This is transient and dose-related and usually innocuous in healthy young users. However, patients, especially those with a heart condition, should be cautious and contact a physician when in doubt.

·      Dry mouth: Cannabis consumption can lead to a dry mouth. This is due to activation of CB1 and CB2 receptors in the submandibular gland (Prestifilippo et al., 2006) and is generally considered innocuous.

·      Blurred vision: Cannabis consumption can lead to blurred vision. This is probably a result of THC lowering intra-ocular pressure (which is the basis of the therapeutic use of cannabis against glaucoma). Blurred vision of cannabis use is transient en in itself innocuous.

·      Nausea/dizziness: Nausea and dizziness are among the most reported side effects of cannabis (read THC) consumption. The effects are dose-dependent, transient and generally innocuous.

·      Low blood pressure: Cannabis consumption can lead to peripheral vasodilation and subsequent low blood pressure. These effects are dose-dependent, transient and generally innocuous.

·      Red eyes: Cannabis-induced peripheral vasodilation can cause ‘blood-shot’ or red eyes. This effect is transient and innocuous.

·      Itchy skin: Although cannabis is often used to treat itchy skin or similar disorders, itchy skin can also be a side-effect of cannabis use. Itchy skin is transient and harmless.

·      Hunger / low blood sugar: Cannabis use is associated with lowered blood sugar levels (Penner et al., 2013) and increased appetite. For this reason cannabis is used to treat Diabetes and anorexia-like symptoms but it can also be experienced and adverse effect. Cannabis-induced low blood sugar is transient and generally harmless.

·      Hypothermia: THC in cannabis can produce hypothermia via the CB1 receptor. This effect is transient and generally harmless. Please note that while CBD can revert several effects of THC, it tends to exacerbate THC-induced hypothermia (Taffe et al., 2015)

·      Reduced motor control: THC in cannabis can reduce motor control and locomotion. This effect is transient and generally harmless. Please note that while CBD can revert several effects of THC, it tends to exacerbate THC-induced hypolocomotion (Taffe et al., 2015).

Acute psychological effects

·      Short-term memory loss: One of the most notable side effects of cannabis use is short-term memory loss. Although this is beneficial for instance for the treatment of posttraumatic stress disorders or for generalized stress relief, it can also be experienced as an adverse effect. Memory loss is induced via THC and CB1 and is transient and innocuous.

·      Loss of concentration: As a direct consequence of reduced short-term memory function, cannabis use can also lead to loss of focus or concentration. These effects are mediated via THC and CB1 and are transient in nature.

·      Panic attack/paranoia: Although cannabis can be used to treat anxiety or stress, its use can also elicit a panic attack or paranoia. These panic attacks are likely a result of the acute effects mentioned above and are mediated by THC. Cannabis-induced anxiety or paranoia is transient and in itself harmless.

Countermeasures

Acute adverse effects of cannabis are transient and are usually easily counteracted with activity, controlled breathing and sugar.

As most adverse effects directly or indirectly result from low blood pressure or low blood sugar, light activity such as walking and consuming sugary food or drinks are often sufficient to abolish these adverse effects in minutes.

Similarly, deep belly breathing can often revert adverse effects such as panic or anxiety in seconds or minutes.

In addition, many effects of THC can be counteracted by CBD although it should be noted that CBD can paradoxically increase the effects of THC by inhibiting its degradation via inhibition of Cytochrome P450 enzymes.

Long-term effects and contraindications

·      Carcinogenesis: cannabinoids themselves are not carcinogenic or mutagenic. However, smoking is a popular route of cannabinoid administration and smoking cannabis, like smoking tobacco produces carcinogenic compounds. Interestingly, compared to smoking tobacco, long-term smoking of cannabis actually reduces the risk of cancer in squamous cells lining the respiratory tract in head and neck by approximately 50% (Liang et al., 2009). Vaping or ingesting cannabinoids is likely to greatly reduce the risk of carcinogenesis.

·      Respiratory tract: cannabinoids themselves do not negatively influence the respiratory tract. However, smoking is a popular route of cannabinoid administration and smoking cannabis, like smoking tobacco produces pathogenic/carcinogenic compounds. In addition, cannabis smoke tends to be inhaled longer and deeper, resulting in increased tar and carbon monoxide levels compared to smoking tobacco. As a result, biopsies from chronic cannabis smokers often show histopathological changes such as basal cell hyperplasia, stratification, goblet cell hyperplasia, inflammation, basement membrane thickening and squamous cell metaplasia. Vaping or ingesting cannabis is likely to greatly reduce the risk of respiratory tract disease.

·      Immune system: The endocannabinoid system is prominently involved in immune regulation. As a consequence, cannabinoids have great regulatory potential in the immune system. Tight regulation of the immune system is crucial to healthy life: an overactive immune system can evoke auto-immune disorders whereas a weak immune system leaves the body prone to infection. THC appears to be mainly anti-inflammatory at low nanomolar concentrations but pro-inflammatory at low micromolar concentrations (Berdyshev et al., 1997). Cannabis use is mostly associated with immunosuppression/anti-inflammatory action, similar to most anti-inflammatory drugs. It is important to realize that chronic cannabis use therefore roughly equates to chronic immunosuppression, which in turn could negatively impact general health.

·      Reproductive system:

o   Behavior: Cannabis use can influence many types of behavior, including sexual behavior in a dose-dependent way. Both men and women tend to respond positively to occasional low or moderate doses of cannabis with increased sensitivity to touch, increased desire and increased sexual activity. Higher doses or frequency of use can have the opposite effect and inhibit sexual motivation or erectile function for instance.

o   Male reproduction: The endocannabinoid system is not just present in the brain (affecting behavior) but in most tissues including reproductive tissues and it can thus influence many aspects of reproductive physiology. An in vitro study showed that THC dose-dependently reduces sperm motility and inhibits the acrosome reaction (Whan et al., 2006). It should be noted though that THC primarily affects motility in ‘poor swimming sperm’. Motility in ‘fast swimming sperm’ is only affected by very high THC concentrations (4.8 μM or ±1500 μg/l plasma), which are not likely to reached after therapeutic or even heavy recreational use of cannabis. Still, cannabis/THC can negatively influence fertility, especially in males that are on the border of infertility.

o   Female reproduction: Animal and in vitro studies have shown that cannabis/THC can negatively affect ovulation and successful pregnancy (Kostellow et al., 1980; Yao et al., 2018) but only at very high concentrations, unlikely to be attained in humans. In fact, a systematic review in humans failed to find a negative impact of cannabis use during pregnancy on fetal or child development (Zhang et al., 2017).

·      Cardiovascular system: As discussed above, tachycardia and peripheral vasodilation are consistent acute side effects of cannabis use. In healthy young people this is harmless but in elderly people, medical cannabis users or patients with cardiovascular problems this could be relevant. To put things in perspective, smoking cannabis elevates the risk of myocardial infection at population level, but less so then eating a heavy meal. At the individual level, smoking cannabis elevates the risk of heart attack less than exposure to traffic, alcohol, coffee, air pollution, negative emotions, anger, a heavy meal, positive emotions, sex or cocaine use (Nawrot et al., 2011).

·      Gastrointestinal system: One adverse effect that is occasionally observed with chronic heavy cannabis use is ‘cannabis hyperemesis syndrome’. Until recently the only remedy was abstinence from cannabis use and taking hot showers. In line with the latter observation, the TRPV1 receptor is now implicated in cannabis hyperemesis syndrome and treatment with topical capsaicin (TRPV1 agonist) appears effective (Dezieck et al., 2017; Moon et al., 2018). Other reported treatments for hyperemesis syndrome are haloperidol (often used as anti-psychotic and anti-emetic) and propranolol (often used against high blood pressure and anxiety) (Jones and Abernathy, 2016; Richards and Dutczak, 2017).

·      Central nervous system

o   Cognition: Short-term memory loss is a well-known acute effect of cannabis use. Whether chronic cannabis use has a long-term effect on cognition remains controversial and requires more research.

o   Motor control: Although cannabis use acutely and negatively affects motor control there is no indication that cannabis can negatively affect motor control on a longer term.

o   Mental disorders: Several mental disorders such as depression, anxiety, bipolar disorder, psychosis and Schizophrenia have been associated with cannabis use but a causal link was never shown. In fact, several mental disorders are now linked to mutations in the genes underlying the endocannabinoid system / ECS variation, suggesting cannabinoids may be used to treat these very disorders. Regardless, caution is advised for the use of cannabinoids in patients with a history of mental disease.

·      Addiction: Like other psychoactive drugs, cannabis (read THC) has the potential to develop psychological dependence and to a degree physical dependence. Whether cannabis or cannabinoid use leads to dependence relies on several factors:

o   Genetic passport: every individual has a unique genetic passport, which determines which diseases we are likely to get. Many diseases are now beginning to be recognized as ECS deficiencies, suggesting these can be treated with cannabinoid supplements. Abstinence from cannabinoids is likely to affect people with an ECS deficiency harder than people with a fully functional ECS.

o   Route of application: Addiction or dependence is mostly attributed to the smoking of cannabis, especially when mixed with tobacco. Oral or sublingual application of cannabinoids is far less likely to cause dependence. Routes of application that do not cause psychoactive effects (for instance topical application to the skin) are not considered addictive.

o   Psychoactivity of cannabinoids: Cannabis / THC is considered addictive mostly because of its psychoactive properties. cannabinoids such as CBD are not psychoactive and are considered to have no abuse potential. In fact, CBD can be used to suppress or counteract the addictive potential of cannabis / THC (Crippa et al., 2013), alcohol (Viudez-Martínez et al., 2017) or tobacco (Morgan et al., 2013).

References:

Berdyshev, E.V., Boichot, E., Germain, N., Allain, N., Anger, J.P., and Lagente, V. (1997). Influence of fatty acid ethanolamides and delta9-tetrahydrocannabinol on cytokine and arachidonate release by mononuclear cells. Eur. J. Pharmacol. 330, 231–240.

Crippa, J. a. S., Hallak, J.E.C., Machado-de-Sousa, J.P., Queiroz, R.H.C., Bergamaschi, M., Chagas, M.H.N., and Zuardi, A.W. (2013). Cannabidiol for the treatment of cannabis withdrawal syndrome: a case report. J. Clin. Pharm. Ther. 38, 162–164.

Dezieck, L., Hafez, Z., Conicella, A., Blohm, E., O’Connor, M.J., Schwarz, E.S., and Mullins, M.E. (2017). Resolution of cannabis hyperemesis syndrome with topical capsaicin in the emergency department: a case series. Clin. Toxicol. Phila. Pa 1–6.

Gustafsson, S.B., Lindgren, T., Jonsson, M., and Jacobsson, S.O.P. (2009). cannabinoid receptor-independent cytotoxic effects of cannabinoids in human colorectal carcinoma cells: synergism with 5-fluorouracil. cancer Chemother. Pharmacol. 63, 691–701.

Jones, J.L., and Abernathy, K.E. (2016). Successful Treatment of Suspected cannabinoid Hyperemesis Syndrome Using Haloperidol in the Outpatient Setting. Case Rep. Psychiatry 2016, 3614053.

Kostellow, A.B., Ziegler, D., Kunar, J., Fujimoto, G.I., and Morrill, G.A. (1980). Effect of cannabinoids on estrous cycle, ovulation and reproductive capacity of female A/J mice. Pharmacology 21, 68–75.

Lachenmeier, D.W., and Rehm, J. (2015). Comparative risk assessment of alcohol, tobacco, cannabis and other illicit drugs using the margin of exposure approach. Sci. Rep. 5.

Liang, C., McClean, M.D., Marsit, C., Christensen, B., Peters, E., Nelson, H.H., and Kelsey, K.T. (2009). A population-based case-control study of marijuana use and head and neck squamous cell carcinoma. cancer Prev. Res. Phila. Pa 2, 759–768.

Moir, D., Rickert, W.S., Levasseur, G., Larose, Y., Maertens, R., White, P., and Desjardins, S. (2008). A comparison of mainstream and sidestream marijuana and tobacco cigarette smoke produced under two machine smoking conditions. Chem. Res. Toxicol. 21, 494–502.

Moon, A.M., Buckley, S.A., and Mark, N.M. (2018). Successful Treatment of cannabinoid Hyperemesis Syndrome with Topical Capsaicin. ACG Case Rep. J. 5, e3.

Morgan, C.J.A., Das, R.K., Joye, A., Curran, H.V., and Kamboj, S.K. (2013). Cannabidiol reduces cigarette consumption in tobacco smokers: preliminary findings. Addict. Behav. 38, 2433–2436.

Nawrot, T.S., Perez, L., Künzli, N., Munters, E., and Nemery, B. (2011). Public health importance of triggers of myocardial infarction: a comparative risk assessment. Lancet Lond. Engl. 377, 732–740.

Penner, E.A., Buettner, H., and Mittleman, M.A. (2013). The impact of marijuana use on glucose, insulin, and insulin resistance among US adults. Am. J. Med. 126, 583–589.

Powles, T., te Poele, R., Shamash, J., Chaplin, T., Propper, D., Joel, S., Oliver, T., and Liu, W.M. (2005). Cannabis-induced cytotoxicity in leukemic cell lines: the role of the cannabinoid receptors and the MAPK pathway. Blood 105, 1214–1221.

Prestifilippo, J.P., Fernández-Solari, J., de la Cal, C., Iribarne, M., Suburo, A.M., Rettori, V., McCann, S.M., and Elverdin, J.C. (2006). Inhibition of salivary secretion by activation of cannabinoid receptors. Exp. Biol. Med. Maywood NJ 231, 1421–1429.

Richards, J.R., and Dutczak, O. (2017). Propranolol Treatment of cannabinoid Hyperemesis Syndrome: A Case Report. J. Clin. Psychopharmacol.

Sexton, M., Cuttler, C., Finnell, J.S., and Mischley, L.K. (2016). A Cross-Sectional Survey of Medical Cannabis Users: Patterns of Use and Perceived Efficacy. Cannabis cannabinoid Res. 1, 131–138.

Taffe, M.A., Creehan, K.M., and Vandewater, S.A. (2015). Cannabidiol fails to reverse hypothermia or locomotor suppression induced by Δ(9) -tetrahydrocannabinol in Sprague-Dawley rats. Br. J. Pharmacol. 172, 1783–1791.

Viudez-Martínez, A., García-Gutiérrez, M.S., Navarrón, C.M., Morales-Calero, M.I., Navarrete, F., Torres-Suárez, A.I., and Manzanares, J. (2017). Cannabidiol reduces ethanol consumption, motivation and relapse in mice. Addict. Biol.

Whan, L.B., West, M.C.L., McClure, N., and Lewis, S.E.M. (2006). Effects of delta-9-tetrahydrocannabinol, the primary psychoactive cannabinoid in marijuana, on human sperm function in vitro. Fertil. Steril. 85, 653–660.

Yao, J.L., He, Q.Z., Liu, M., Chang, X.W., Wu, J.T., Duan, T., and Wang, K. (2018). Effects of Δ(9)-tetrahydrocannabinol (THC) on human amniotic epithelial cell proliferation and migration. Toxicology 394, 19–26.

Zhang, A., Marshall, R., and Kelsberg, G. (2017). Clinical Inquiry: What effects--if any--does marijuana use during pregnancy have on the fetus or child? J. Fam. Pract. 66, 462–466.